Задать вопрос
12 октября проведено первое заседание осенней сессии Государственной думы восьмого созыва. Депутаты собрались для вынесения решений по ряду законопроектов влияющих на жизнь пивного рынка.
12 октября проведено первое заседание осенней сессии Государственной думы восьмого созыва. Депутаты собрались для вынесения решений по ряду законопроектов влияющих на жизнь пивного рынка.
В первом чтении были приняты законопроекты:
- Законопроект № 1079811-7 о введении реестра пивоварен, прошедший первое чтение от 23 марта 2021 года — рассмотрение перенесено на более поздний срок. Также может быть принят сопутствующий ему законопроект 1142943-7, который устанавливает штрафы за производство или оборот пива без включения в реестр.
- Важным моментом служит законопроект № 759159-7, предполагающий разрешить продажу пива на стадионах - пока на рассмотрении.
- В марте 2021 года был принят в первом чтении законопроект № 1084643-7 о наделении региональных властей дополнительными полномочиями по проверке соблюдения требований о запрете розничной продажи алкоголя, оборот которого не зарегистрирован в ЕГАИС. Контроль будет проводиться на основании межведомственного информационного взаимодействия, а также фотосъемки, видеозаписи и результатов дистанционного зондирования Земли из космоса.
- Ещё один законопроект — № 875219-7 — предполагает ввести механизм, когда лицензирующий орган направляет заявителю уведомление о выявленных нарушениях и предоставляет 30 дней для их устранения. Это предотвратит случаи отказа в выдаче лицензии в связи с неполнотой или недостоверностью информации о наличии задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам.
- Отложено рассмотрение законопроекта № 606539-7, который предлагает разрешить рекламу пива в теле- и радиопрограммах в ночное время — с 23 до 7 часов, на специализированных ТВ-каналах, во время трансляции спортивных соревнований, а также в печатных СМИ (кроме первой и последней полос). Кроме того, предлагается снять запрет на использование в рекламе образов животных и людей (кроме несовершеннолетних).
Ряд законопроектов на исключение:
- Законопроект № 433434-7, предполагающий дальнейшее ограничение объёма пластиковой тары для пива, вплоть до 0,5 л. Комитет по экономполитике рекомендовал документ к отклонению. В отзыве комитета подчёркивается, что объём тары уже был ограничен до 1,5 л, что потребовало переоснащения пивоваренных предприятий. Дальнейшее ограничение повлечёт новые финансовые затраты и неизбежное закрытие малых и средних предприятий. Следовательно, сократятся налоговые поступления и будут потеряны рабочие места, в том числе в смежных отраслях. Пиво может подорожать, что может привести к смещению потребления в сторону крепкого алкоголя.
- Рекомендован к отклонению и законопроект № 628901-7, предлагающий продавать алкоголь и табак только в специализированных магазинах, куда не будет доступа детям. Правительство в своём отзыве отметило, что такое ограничение может привести к отсутствию в малых населённых пунктах специализированных торговых точек, а также к сокращению числа продуктовых магазинов. К аналогичному выводу пришёл и ответственный комитет, подчеркнув также, что по закону магазины являются публичным местом, куда доступ должен быть открыт всем желающим, к тому же нельзя отказать несовершеннолетним в покупке в алкомагазине газировки или шоколада.
- И ещё один законопроект № 566916-7 предлагает запретить продажу алкоголя в магазинах, имеющих вход со двора, а также скрывать в магазине продукцию от глаз покупателей (аналогично тому, как это делается с сигаретами) и наносить на этикетки алкоголя устрашающие картинки и надписи. В отзыве ответственного комитета указывается, что предложенные меры сократят доступность легальной продукции и послужат распространению суррогатов.
- Среди рекомендованных к отклонению есть пачка документов, предлагающих вернуть регионам право запрещать продажу алкоголя в общепите (№ 1046475-7, № 1057133-7, № 949414-7). В отзывах правительства и комитетов-соисполнителей указывается, что подобные меры могут привести к росту контрафактного рынка, а также напоминается, что регионам уже дали право устанавливать ограничения продажи алкоголя в заведениях общепита, расположенных в жилых домах и на прилегающих территориях.
- Законопроект № 898600-7 предполагающий увеличение минимальной площади торговых точек, где можно продавать алкоголь до размеров не менее 200 квадратных метров в городах, и не менее 100 квадратных метров — в сельской местности (сегодня это 50 и 25 кв. м соответственно). При этом предлагается убрать исключение для продажи пива: требования по минимальной площади предлагается установить для продажи любого алкоголя. Также предлагается запретить продавать алкоголь вблизи детских площадок. Правительство документ не поддержало, подчеркнув, что увеличение минимальных требований к площади может привести к росту продажи суррогатного алкоголя, а установление требований к площади пивных магазинов приведёт к прекращению работы многих предпринимателей в этой сфере. Комитет по охране здоровья тоже не поддержал документ.
- Сомнительны перспективы законопроекта № 85878-7 о разрешении продажи пива и вина на заправках, внесённого ещё в 2017 году. В октябре 2018 года правительство дало на него отзыв, в котором заявило, что не возражает против продажи при условии соблюдения обязательных требований. Этот вопрос неоднократно обсуждался в контексте мер по стабилизации топливного рынка. Однако в 2019 году на документ дало отрицательный отзыв государственно-правовое управление Администрации президента. В 2020-м с предложением в рамках поддержки бизнеса вернуть пиво на заправки выступила ФАС, однако никаких решений так и не было принято.